Рекомендации учителя-логопеда

essay clipart kid news 4

Уважаемые родители! Добро пожаловать в "кабинет-онлайн" учителя-логопеда! Вы можете, не выходя из дома посмотреть и послушать советы логопеда, выполнить различные интересные задания, поиграть со своим ребенком! А более подробные рекомендации, индивидуальные задания наши педагоги размещают в сообществах групп в социальной сети "Вконтакте".

    У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Для дошкольника с нарушением речи  наиболее важным является коррекционная работа по следующим направлениям:
1. Работа над звукопроизношением.
2. Словарная работа.
3. Формирование неречевого и речевого слуха.
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
5. Работа по формированию слоговой структуры слова.
6. Формирование грамматического строя речи.
7. Развитие связной речи.
Семья, где растет и воспитывается ребенок с речевой патологией, требует особой заботы и внимания Мы предлагаем Вам полезные ссылки и игры по всем направлениям коррекционной совместной деятельности с ребенком. 
 
Полезные ссылки:
 
https://vk.com/doc24006698_31644854?hash=eb4156701a721f511f&dl=c5e3f86e786488a8a8 - артикуляционная гимнастика
 
https://vk.com/doc24006698_31645363?hash=de2b55b782bc3dd3e7&dl=c2211f0964e74d78b5 - дыхательно-голосовые упражнения
 
https://vk.com/doc24006698_44491262?hash=1b3cd40fa4b1e7b626&dl=37a56cda41ea30b8a3 - игры для формирования правильного звукопроизношения
 
 
https://vk.com/doc94679744_43523391?hash=f6a53e7c58feeebbce&dl=ce3fb44501d175f1d6 - картотека по развитию речи детей 5-6 лет
 
https://vk.com/doc94679744_43520385?hash=78bc3d1167c3a5527c&dl=ce99a46627cec5a0fa - картотека по развитию речи для детей 6-7 лет
https://logopeddoma.ru/-Информационный ресурс для специалистов и родителей в помощь детям с нарушением речи.
 
http://www.boltun-spb.ru/art.html - Логопедический сайт для родителей.
 
https://solnet.ee/parents/log_00 - За советом к логопеду.
 
https://smollogoped.ru/ - Логопедический портал для родителей.
 
http://www.ilogoped.ru/ - Теоретический материал для родителей в доступном изложении; практический развивающий и коррекционный материал для специалистов и родителей; авторские разработки, методики, материалы; блог психологов, в котором раскрывается единство речи и познавательных функций; форум для родителей и специалистов.
https://dc-logos.ru/articles/2018/08/31/articles_143.html - Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
 
https://almanit2010.blogspot.com/p/blog-page_18.html - Логопедические игры - эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, речь, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребёнка. 
 
http://www.logozavr.ru/ - Обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников , которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: пазлы, раскраски, ребусы, судоку, японские кроссворды, пасьянсы и другие головоломки, развивающие восприятие, внимание, зрительную папмять, логическое мышление– все то, что способствует успешному обучению ребенка в школе.
https://govorynchik.ru/avtom/ - Автоматизация звуков.
 
https://romaschki.jimdofree.com/ - Компьютерные пособия для развития речи.
 
 
Логопедические игры для детей
 
eb8185e3
 
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются, если коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра.
           У дошкольников игровая деятельность становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей. У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для развития ребенка. Практический опыт показывает, что использование развивающих игр в работе с детьми с нарушением речи способствует развитию связной речи, высших психических функций, лексико-грамматического строя речи. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных ситуациях, активизируют мыслительные процессы, помогают преодолевать затруднения в изучении и закреплении материала. 
Несколько советов перед началом игр с детьми дома:
Игра должна нравиться ребенку.
Не заставляйте и не настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-либо охоту.
 Лучше чаще играть, но понемногу, часто выполняя одно и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
  Не ругайте если у ребенка что-то не получается сделать.
Лучше быть союзником и другом ребенку.Хвалите ребенка чаще.

Игры на развитие мелкой моторики
 
unnamed
 
     Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:
 - игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
 - занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;
 - развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
 - упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.
 - пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
 - массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
https://www.logopedmaster.ru/node/1390 игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, используемые в логопедической практике
 
http://www.boltun-spb.ru/mini.html - дидактические игры по развитю мелкой моторики
 
http://logoped18.ru/logopedist/melkaya-motorika.php - мелкая моторика, советы родителям от логопеда

Игры для развития слухоречевой памяти

img3



 «Магазин»

Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 — В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
 

«Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными
смысловыми связями.
 

«Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

«Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

«Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

«Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

«Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д. Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.

«Пиктограмма»

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

«Придумай, как запомнить слова»

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

«Стенограф»

Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:
события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

«Цепочка ассоциаций»

Необходимо запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.Необходимо научить ребенка таким широко известным мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (очередность цветов радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном»
(порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.
 

Игры на обогащение лексико-грамматического строя речи

 

608a27b14cf7bb56a4c6142d0f2fc47a

 

«Давай искать на кухне слова»
 
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.
 
«Угощаю»
 
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
 
«Доскажи словечко»
 
Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее:
Ворона каркает, а воробей . . .
Сова летает, а заяц . . .
У коровы теленок, а у лошади . . .
Сахар сладкий, а лимон …
Луна видна ночью, а солнце …
Огонь горячий, а лед …
Река широкая, а ручей …
Камень тяжелый, а пух …
Угадываем на вкус овощи и фрукты.
 
«Скажи, как я»
Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Следите за тем, чтобы малыш произносил слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых ребенок испытывают затруднения.
 
«Чудесный мешочек»
 
По опыту, эта игра остается самой любимой для детей долгое время, вплоть до школьного возраста. Ведь каждый предмет из волшебного мешочка всегда сюрприз. Конечно, задание для старших уже усложняется (например, нужно определить предмет на ощупь, не заглядывая в мешочек…)
Что понадобится: любой мешочек, мелкие игрушки.
Взрослый говорит, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, и громко назвать. Нужно добивается, чтобы малыш правильно и внятно назвал игрушку.
 
«Какой предмет?»
 
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
 
«Приготовим сок»
 
Из яблок сок (яблочный). Из груш, из слив, моркови, лимона, апельсина? И наоборот: апельсиновый сок из чего?
 
«Упрямые слова»
 
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменил слова в предложениях – ответах.
 
«Один и много»
 
Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы, в зависимости от того, где Вы сейчас находитесь: на кухне или в детской комнате.
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы;
Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики.
 
«Чего не стало?»
 
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных предметов (можно игрушки) – 4 – 7 штук. Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться, а сам в это время убирает один любой предмет. Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего не стало. Обязательно нужно обращать внимание на окончания в словах.
 
«Волшебные очки»
 
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.
 
«Я внимательный»
 
Будем называть предметы, которые видим, а еще обязательно укажем – какие они. Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка – она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот забор – он красный. Вот солнце – оно желтое.
  1. Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…
 
  1. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.
 
  1. Игра «Что для чего»

Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.
хлеб – в хлебнице,
сахар – в сахарнице,
конфеты – в конфетнице,
мыло – в мыльнице,
перец - в перечнице,
салат – в салатнице, суп – в супнице,
соус - в соуснице и т. д.  
 
  1. Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)
 
  1. «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в
«кислые», «соленые», «горькие» слова.
  1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово,
а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
 
- «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
- «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.
 
 
 
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
 
 0 1335a5 2bd57dd2 orig
 
«Перепутаница»
 
Жили были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались.
Помоги словам распутаться.
Слова:
босака (собака),
ловосы (волосы),
лекосо (колесо),
посаги (сапоги) и пр.
 
 
Подвижные игры для развития общей моторики
 
Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей, снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.
«Игры с мячом»
 
«Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . .».
 
 

Игры и упражнения на развитие связной речи

cartoon

     Связная речь неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый  начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»

Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше взрослый объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый  говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось взрослому. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. 

Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
Игровое упражнение «Закончи сам»
 
Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.
Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
 

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).
Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.
Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идет).
Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
Чистый воздух (свежий воздух).
Чистая вода (прозрачная вода).
Чистая посуда (вымытая посуда).
Самолет сел (приземлился).
Солнце село (зашло).
Река бежит (течет, струится).
Мальчик бежит (мчится, несется).
Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).